Два варианта разрешения хозяйственных споров: судебный и внесудебный
Спор представляет собой отношения, возникающие между гражданами, касаемо их прав и обязанностей в спорном материальном правоотношении. Объектом спора является имущество. Обратим Ваше внимание на тот факт, что арбитражно-процессуальный Кодекс Российской Федерации предусматривает два варианта разрешения хозяйственных споров - судебный и внесудебный.
Так, для внесудебного решения споров, которые касаются недвижимого имущества, нужно предъявить претензию – специальный документ, предназначенный для досудебного урегулирования хозяйственных споров. Претензия, как правило, обращена к контрагенту, отказывающемуся выполнять свои обязательства.
При составлении данной претензии необходимо указать:
- дату составления и номер претензии;
- кому предъявляется претензия, почтовый адрес;
- обстоятельства, являющиеся основанием предъявления претензии;
- доказательства обстоятельств (документы, их номера);
- предъявляемые требования;
- ссылку на соответствующие нормативные акты, обосновывающие предъявляемые требования;
- платежные и почтовые (отгрузочные) реквизиты, куда следует перечислять истребуемые суммы, направлять почту или грузы;
- перечень прилагаемых документов и других доказательств.
В случае, когда спор после предъявления претензии не был до конца урегулирован сторонами, они могут обратиться к помощи третьего лица. Подобный порядок разрешения споров называется третейским судом.
Так, разрешение споров в третейских судах относится к внесудебному порядку решения споров. Обращаться за решением в третейский суд можно лишь тогда, когда сторонами было заключено отдельное соглашение или в договоре была предусмотрена арбитражная уговорка.
Если же возникшие споры или разногласия при помощи переговоров или третейского суда решить не удалось, то стороны имеют право обратиться в суд путем подачи искового заявления.
Арбитражный суд Российской Федерации осуществляет защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской, а также иной экономической деятельности. Так, исковое заявление необходимо подавать в письменной форме и подписывать истцом или его представителем. Заметим, что при подаче иска следует помнить о претензионном сроке и сроке исковой давности. Так, претензионный срок устанавливается законом для урегулирования споров между сторонами и длится в течение гарантийного срока или срока годности. В случаях, когда эти сроки не установлены - в течение двух лет. Срок исковой давности определяет временное ограничение для подачи иска в суд. Он равен трем годам.
В случаях неудовлетворения апелляционным решением необходимо подать апелляционную жалобу в апелляционную инстанцию арбитражного суда.
При этом в апелляции должно быть указано:
- наименование арбитражного суда, которому адресуется жалоба;
- наименование лица, подающего жалобу и лиц, участвующих в деле;
- наименование арбитражного суда, принявшего решение, на которое подается жалоба;
- номер дела, предмет спора и дата принятия решения;
- требования лица, подающего жалобу;
- основания, по которым заявитель считает решение неправильным, со ссылкой на законы и материалы дела.
Опытные юристы проводят консультации по множеству вопросов, в том числе и по вопросам разрешения хозяйственных споров, как судебным, так и внесудебным способом. Адрес и телефон Вы можете посмотреть на нашем сайте в разделе «Контакты».